26 июля милостью Божией благополучно завершился миссионерский паломнический переход по маршруту Подмосковье Соловецкие острова на парусно-моторных баркасах «Святитель Николай» и «Константин Богородский», проходивший по благословению митрополита Ювеналия. В паломничестве, организованном по инициативе благочинного церквей Богородского округа протоиерея Михаила Ялова, приняли участие ученики Морской школы, действующей при Богоявленском соборе Ногинска, а также их родители и преподаватели.
К переходу, который продолжался сорок дней, готовились всю зиму. Ребята преимущественно учащиеся православной гимназии имени священномученика Константина Богородского посещали занятия в Морской школе и по мере сил участвовали в сооружении баркасов. Большой гараж на территории собора на это время был переоборудован под судоверфь, где постепенно происходило превращение старого поморского баркаса в прекрасный двухмачтовый парусник. Скептики сомневались, что это возможно, но благодаря пожертвованиям и трудам прихожан к весне удалось подготовить к путешествию два девятиметровых парусно-моторных баркаса.
На Светлой седмице Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил освящение кораблей Богородской флотилии, получивших имена святителя Николая, покровителя мореплавателей, и священномученика Константина, небесного заступника Богородской земли. В середине июня баркасы, укомплектованные всем необходимым для дальнего перехода, были доставлены на канал имени Москвы.
Разумеется, организаторы путешествия позаботились о безопасности его участников. На каждом из баркасов был надувной спасательный плот и спас жилеты, подаренные богородским гимназистам моряками-североморцами.
Переход был разделен на четыре этапа. Это позволило задействовать в программе большее количество детей. В первом этапе, от канала имени Москвы до выхода в Рыбинское водохранилище, участвовали шестиклассники, во втором, более сложном от Рыбинки до Белозерска по реке Шексне учащиеся
Каждый этап был
Несмотря на трудности паломничество проходило успешно. С Божией помощью богородцам всегда удавалось находить верный фарватер среди мелей и подводных камней, в том числе и в условиях ограниченной видимости.
Перед выходом из Онежского озера в Беломорканал поднялся ветер и разогнал волну. Путешественники забеспокоились, удастся ли при таком волнении благополучно войти в шлюз. И вдруг над водой показалась яркая радуга как знак того, что Божие благословение пребывает с паломниками, и все будет хорошо. Действительно, вскоре ветер стих, баркасы вошли в канал благополучно и преодолели шлюзы без проблем и задержек, что, как говорят опытные люди, бывает достаточно редко.
За время перехода путешественники преодолели полторы тысячи километров, прошли
Каждый из баркасов представлял собой надежный плавучий дом с удобными каютами-комнатами, в которых можно было укрыться от ветра и дождя, небольшим камбузом кухней, где на газовой плитке готовили пищу. До мелочей было продумано оборудование: на баркасах нашлось место не только для навигационных приборов, но и для хозяйственных мелочей, облегчающих жизнь экипажа, вроде ножниц и прищепок. Вещи и продукты хранились во вместительных рундуках. В каюты было проведено электричество, налажена радиосвязь между двумя баркасами. На случай непредвиденных обстоятельств на одном из судов находился автономный бензоэлектрогенератор.
Участники перехода получили практические навыки управления парусно-моторными судами, научились ставить паруса, ориентироваться с помощью навигационных приборов, читать карту. Особенно отличившиеся были отмечены похвальными грамотами. Ребята окрепли физически и повзрослели, стали более ответственными и самостоятельными. Они почувствовали, что взрослые им доверяют, что от их труда и прилежания на самом деле зависит успех общего дела. А кроме того и, пожалуй, это главное, во время путешествия подростки увидели удивительное величие и разнообразие Божьего мира, неповторимую красоту своей Родины, прикоснулись к ее истории, поклонились ее святыням. Это паломничество стало для его участников прекрасным уроком любви к родной земле и людям, живущим на ней.
Паломники посетили святыни Русского Севера: Кирилло-Белозерский и Горицкий монастыри, Благовещенский монастырь в Кеми, молились в храмах городов и сел, встречавшихся на их пути. Богородцы рассказывали верующим о подвиге священномученика Константина Богородского, дарили иконы святого. Люди слушали с интересом, расспрашивали о приходской жизни подмосковного храма, о православной гимназии и Морской школе, а дети охотно отвечали на вопросы.
Незабываемые впечатления в душах путешественников оставила Литургия, совершенная на походном антиминсе в полузатопленном храме у переправы Крохино, близ Белого озера. Поистине, нет ничего невозможного для Господа! эта мысль не оставляла детей и взрослых, молившихся в полуразрушенном храме, в котором, казалось бы, уже никогда не могло быть богослужения, но где, однако, оно совершилось.
Литургию на походном антиминсе отслужили также в день памяти преподобного Сергия Радонежского на берегу одного из озер Беломорско-Балтийской водной системы. Была удивительно тихая белая ночь, на востоке занималась заря, а птицы славословили Господа вместе с детским хором. На заупокойной ектении священники поминали православных христиан, скончавшихся во время строительства Беломорско-Балтийского канала. В конце службы, к всеобщему удивлению и восторгу ребят, на песчаном берегу, где молились паломники, появился зайчонок. «Вот и прихожанин походного храма сего!» заулыбались богородцы. Между тем пушистый «прихожанин» подбежал прямо к Престолу, а потом еще долго скакал по берегу и даже позволил взять себя в руки.
Еще одна Литургия на походном антиминсе была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери, на баркасе «Святитель Николай», пришвартованном у причала возле девятнадцатого последнего перед выходом в Белое море шлюза Беломорканала.
Главной целью паломничества был Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Благодаря точным картам и умелому использованию навигационных приборов, многочасовой ночной переход по Белому морю от Беломорска к Соловецкому архипелагу (расстояние между ними около девяноста километров) также прошел благополучно. Море встретило паломников попутным ветром, а небо было чистым и ясным. В Соловецком монастыре богородцев радушно принял наместник архимандрит Иосиф. Он с интересом осмотрел баркасы и побеседовал с паломниками.
Особую духовную радость доставила участникам путешествия молитва в Соловецкой обители. И хотя ребятам после длительного морского перехода было тяжело подниматься в пять утра на братский молебен, в храм святителя Филиппа, где в этот день совершалось богослужение, пришли все как один. А за Литургией богородцы, по благословению отца наместника, пели на клиросе.
На следующий день паломники, получив в монастыре разрешение, отправились на заповедный остров Анзер, где некогда подвизались преподобные Елеазар и Иов Анзерские, а впоследствии, в годы существования печально известной Соловецкой тюрьмы особого назначения, располагалась штрафная рота, остров, земля которого буквально напоена кровью множества мучеников. Погода вновь благоприятствовала морскому путешествию. С Божией помощью удалось успешно, без происшествий преодолеть особенно сложный участок с течением, противным курсу, и встречными волнами, и только по заметно снизившейся скорости баркасов можно было судить о силе этого подводного течения. По пути на остров из воды то тут, то там, порой совсем близко от лодок, появлялись любопытные головки тюленей и нерп. На Анзере паломники посетили Голгофо-Распятский скит и отслужили молебен у мощей прп. Иова, затем снова сели на баркасы и пошли к конечной точке морского путешествия, городу Кеми, до которого было еще около ста километров.
На подходе к Кеми богородских мореходов встретил настоятель Благовещенского мужского монастыря, вышедший навстречу паломникам на моторной лодке, чтобы указать путь через залив к монастырскому причалу. Богородцы переночевали в монастыре, а наутро, после Литургии, отправились в обратный путь уже по суше, на автомобиле. Долгую, непростую дорогу домой преодолели на одном дыхании. Чуть позже в «порт приписки» Богородск на грузовых машинах будут доставлены и баркасы.
Протоиерей Михаил Ялов