О горизонтали и вертикали

О горизонтали и вертикали

Мф. 15, 12-21
1 Кор. 7, 24-35

Апостол советует новообращенным: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
Человек привык передвигаться по поверхности. Он склонен искать причины своих бед или в неудачной женитьбе, или в том, что у него нет жены, или в плохой профессии, или в своем социальном положении.
Но вот человек услышал призывающий глас Божий. Что предпринять первым делом? Чтобы первый же шаг не стал ложным, Апостол советует — прежде всего оставаться на своем месте. Например, «соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены». Не ищи другого состояния, а ищи, как угодить Богу, если ты один. Или — как в Боге построить отношения с женой, если она у тебя есть.
Но не всякий может вдруг начать двигаться только по духовной вертикали. Не всякий способен вдруг постигнуть: как это — заботиться «о Господнем»? И не всякий создан, например, для семейной жизни. А дело спасения не терпит насилия. Останови птицу в воздухе, так она не подниматься от этого начнет, а падать.
В ветхозаветные времена Бог одно время Сам посылал Своему народу вождей, называемых «судьями». А «они захотели постоянного царя, «как у прочих народов» (1Цар.8,5). Богу это было неугодно. Огорченному пророку Самуилу Он сказал: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8,7). Но все же Бог сделал по их желанию.
И Апостол не связывает новообращенных. Сказав, как поступить правильнее, он сразу оговаривается: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит».
Допускается для немощных даже развод. Но только ради безбрачия (Кор.7,11).
Потому что, в конце концов, и с царем, и без царя, и в браке, и вне брака можно остаться с Богом и спастись. Потому что и для царя, и для народа, и для мужа, и для жены — все только «в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7,19).
А в наши дни особенно силен дух времени. Нас, как пыль, носит туда и сюда, не давая остановиться и одуматься.
«Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?» — А у нас все душевные заботы как раз, в основном, вокруг чрева.
«Проходит образ мира сего», — а мы все гонимся за ним, как за призраком.
«Время уже коротко», — а мы и душою, и телом все еще там, где «слепой ведет слепого».
И Апостол дает нам необременительный совет. Он говорит: в конце концов, живите как живете, делайте что делаете. Но с одним условием: «имеющие жен должны быть, как не имеющие»; «плачущие, как не плачущие»; «радующиеся, как не радующиеся»; «покупающие, как не приобретающие»; «пользующиеся миром сим, как не пользующиеся».
Имеешь ли жену? — вспомни, что Бог дал тебе ее, Бог может и взять в любой момент.
Плачешь ли? — вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обремененным.
Радуешься ли? — вспомни, что «все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6,7).
Приобрел ли что-нибудь долгожданное? — вспомни, что, может быть, завтра призовет Господь, и ничего не возьмешь с собою:
Таким образом всякий твой шаг по земле обретет мысленный противовес, и тем самым в твоей душе образуется как бы завязь, ядро твоей личности, предстоящей Богу.
Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он «раб Христов» (1Кор.7,22), и твердо встать на обе ноги перед нашим Господом, посреди потока мирской жизни.