О чистых и нечистых

О чистых и нечистых

Лк. 20, 19-26
Тит. 1, 15 - 2, 10

Продолжая наставлять Тита, Апостол Павел предостерегает, чтобы христиане не внимали «иудейским басням и постановлениям» (Тит.1, 14). Очевидно, имеются в виду постановления о «чистом и нечистом». Потому что тут же он говорит: «для чистых все чисто».
Иудейская боязнь понести духовный урон от чего-то внешнего — присуща и иным христианам. Так, некоторые считают источником нечистоты в доме — собаку. Несомненно, все, по возможности, должно быть на своих местах, во избежание даже просто физической нечистоты. Но духовно осквернить собака не может, потому что Сам Господь сказал: лишь «то, что выходит» из наших собственных «уст, оскверняет» нас. «Ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15,11,19).
Апостолы и учили каждого блюсти чистоту своего сердца. Например, чтобы «старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении». А похоти и прихоти, когда они по причине возраста уже неисполнимы или вредоносны, имеют у старцев особенный оттенок нечистоты.
Апостол напоминает, чтобы и «старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству». Что, как не внутренняя нечистота выявляется, когда пожилая женщина молодится, красится, легкомысленно одевается? А самое страшное, это — пристрастие женщины к вину. Как может устоять дом, где хозяйка — пьяница?
А чему должны старицы учить «молодых»? — Оказывается, — «любить мужей, любить детей, быть … добрыми, покорными своим мужьям». А как часто — наоборот: мать ревнует дочь, учит настаивать на своем, и не давать мужу верха в семье. И отсюда — вечный конфликт: теща — зять. И сколько отсюда бывает в семьях всякой нечистоты! А мудрость-то матери в том, чтобы смириться с законом природы, понять, что дочь уже не столько твоя дочь, сколько — жена своего мужа.
А для юношей главное — «быть целомудренными». Тут для них самые сильные искушения, имеющие основание в самой человеческой природе. И тут — всем бы миром помогать юношам, беречь их сердца от «пищи роковой», пока не придут в духовный и телесный возраст, когда смогут вступить в законный христианский брак.
Так что причина всякой нечистоты — в нас самих. А о собаках, как видим, ничего не сказано. И если мы не заботимся о чистоте наших помыслов, то, как «для чистых все чисто», так и «для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». А ни один из помыслов так не способствует росту нечистоты, как — искать причину зла не в себе, а в других: в людях ли, в животных ли. И если уж по-настоящему заботиться о чистоте наших жилищ, то не собак надо повыгонять, а… нас самих. Чтобы сквозь наши нечистые сердца, как сквозь невидимую щель в стене, не просачивалась бы всякая нечистота, и не оскверняла бы все вокруг.