Какой смысл в болезнях для атеистов?
Верующие люди уверены, что все, что происходит в жизни, имеет смысл, даже болезни ведут ко спасению и назиданию. Какой тогда смысл в болезнях для атеистов, если они уверены, что им помогает таблетка и минздрав?
Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: Причиной болезней и самой смерти является сам человек, которого Бог создал со свободой воли и дал заповедь послушания. Первый человек нарушил этот запрет, и поэтому в мир вошли болезни и смерть. В единое, цельное, совершенное творение Божие через первородный грех вошло разрушение. Но, благодаря жертвенному подвигу Спасителя, человек опять получил надежду на жизнь вечную, где, как поется в церковном песнопении, не будет ни болезней, ни печали, но жизнь бесконечная.
В искаженном грехом мире существование болезней имеет духовный смысл. Это своего рода епитимия, о чем пишет прп. Иоанн Лествичник, который «видел страдающих тяжелыми болезнями, которые, как будто определенной епитимией, очищались от страсти душевной». Поэтому святитель Иоанн Златоуст и замечает, что «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».
Атеист, может быть, и болеет потому, что Бог хочет призвать его к Себе посредством болезни, которая для атеиста становится епитимией. Какой человек в тяжелой болезни не обращается к Богу? Многие потом становятся крепко верующими в Бога людьми. А Минздрав, врачи и таблетки также нужны. Среди апостолов был и врач — апостол Лука. А в нашей Церкви известный святой — врач-хирург свт. Лука (Войно-Ясенецкий), который тысячи людей спас от смерти. Но при всем этом надо помнить слова свт. Василия Великого: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, так, вводя к себе врача, не отступаемся от упования на Бога».