Очень смущают святые мощи. Как египетские мумии. Где в Священном Писании сказано, что их надо почитать?
Очень смущают святые мощи. Как египетские мумии. Где в Священном Писании сказано, что их надо почитать?
Вы в корне не правы в своем сравнении. Египетские мумии, как и лежащие в современных мавзолеях, — это продукт человеческой изобретательности, попытка сохранить то, что подвержено тлению и должно исчезнуть. Святые же мощи, или, точнее сказать, мощи святых — это результат действия Божией благодати. И дело даже не в нетлении некоторых мощей. Церковь почитает и называет мощами всякие останки святых людей, с которыми это почитание и связано в первую очередь. Святитель Иоанн Златоуст в беседе о мучениках пишет, что Господь забрал к Себе души святых, тела же их оставлены на земле, чтобы люди, приходя к ним, облегчали душу от житейских треволнений и постоянно напоминали себе об их добродетели, эти тела святых учат молча, но убедительнее проповедников. Ведь действительно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и вот здесь перед тобой материальное свидетельство тех, кто жизнь свою положил ради Христа, кто своим добродетельным житием стяжал благодать и по смерти помогать ближним — нам с Вами.
Почитание останков святых людей было и в Ветхом Завете. Так патриарх Иосиф заповедал перенести его кости из Египта в землю обетованную, и, словно забыв, что прикосновение к мертвому телу по закону оскверняет человека, евреи радостно выполнили это завещание. По свидетельству IV книги Царств (13:21), ожил мертвец, прикоснувшийся к костям святого пророка Елисея. Там же (23:18) говорится о том, как царь иудейский Иосия повелел жителям города Вефиля сохранить кости человека Божия, погребенного в Вефиле при царе Израильском Иеровоаме спустя 300 лет; и кости пророка, который приходил из Самарии. Из Нового Завета мы узнаем, что люди возлагали на больных платки и опоясания с тела апостола Павла (Деян. 19:12), тем более после его мученической кончины почиталось само тело его, как и тела многих других мучеников, от которых оставалось зачастую всего несколько костей, особенно после встречи святых мучеников со львами.
Более того, почитание мощей святых тесно связано с литургической жизнью Церкви. Издревле богослужение совершалось на гробницах мучеников, и сейчас при освящении храма обязательно кладется внутрь престола и зашивается в антиминс (плат, на котором служат Литургию) частица мощей.
Более подробно о почитании святых мощей Вы можете прочитать в