Пост для человека, а не человек для поста. Если нет сил молиться, от уныния или слабости, или наоборот — радость в доме от пришедших гостей, будет ли таким уж грехом под этими «незначительными» предлогами именно для себя делать послабления в посте?
Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин: Святая Церковь, последуя примеру Господа нашего Иисуса Христа, установила для нас в определенные дни посты, как многодневные, так и однодневные. Говоря о постах, спросим себя: нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду было заповедано ему, ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2:16—17). Вот первый пост, который был в раю. Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходим по грехопадении. И сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, сорок дней постился, чтобы показать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу диавола». Пост есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Пост — это воздержание, добровольное самоограничение в приеме пищи, развлечениях, в общениях с людьми. Пресыщенная плоть становится хозяином человека и открывает двери множеству нечистых помыслов и соблазнов. Но речь не только о еде. Пост — это воздержание от всего, что может встать между тобою и Богом. Если вы не едите мясного, но просиживаете до ночи у телевизора — это не пост. Если во время поста ходите на вечеринки и посещаете другие развлекательные заведения — это не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной пищи и развлечений, осуждаете других за их невоздержанность, то это тем более не пост. Пост — это осмысление прожитой жизни и активная духовная работа по искоренению своих недостатков и страстей. В плане еды для беременных, кормящих матерей, старых или больных, путешественников и Устав предусматривает некоторые послабления. Что же касается уныния, то такие минуты являются для нас временем особого нападения врага — духов злобы поднебесных, а потому хорошо бы в это время не утучнять себя, исполняя желания плоти и помыслов (Еф. 2:3), а постараться противостоять им молитвой, насыщая себя словом Божиим (см. Мф. 4:4).