Три года назад мы с женой крестили сына, это происходило дома. Нашей крестной случайно стала пожилая женщина из церковного хора. В силу обстоятельств мы вынуждены были на это согласиться. Скажите, возможно ли провести этот обряд заново и сделать крестным другого человека, более нам близкого?
Во время совершения Таинства Крещения священник спрашивает крещаемого о его вере, в ответ он или его крестные родители читают «Символ веры». Этот же текст мы напоминаем себе каждое утро, читая его в составе утренних молитв, в церкви во время Литургии его поет не хор, а весь народ. Составленный и принятый на I и II Вселенских соборах, этот текст свидетельствует нам о Православной вере, о том, как и в Кого мы веруем. Приверженность именно этому тексту, кратко объясняющему основные положения нашей веры, отделяет Православие от ереси. Есть там и такая строчка: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Видите, «едино Крещение» — значит оно может быть только одно, и потому от первых дней существования Церкви крещение совершается над каждым из христиан только один раз. Как пишет апостол Павел: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф. 4:5—6). Даже еретиков, которые были крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в соответствии с 7 правилом II Вселенского Собора Церковь принимает без повторного Крещения. И никакой грех, даже вероотступничество, не может изгладить печати, получаемой человеком в этом Таинстве богоусыновления: проступок сына не разрывает его связи с Отцом, так же как великое множество грехов и вся тяжесть их не упраздняют возможностей, дарованных Крещением. Ведь нам всегда открыт путь покаяния, о чем и напоминает нам Господь в притче о блудном сыне (Лк. 15:11—32). «Во оставление грехов» — значит принимает Крещение человек не ради того, чтобы с кем-то породниться, не ради соблюдения какого-то обычая, а только ради того, чтобы, очистившись, быть вместе с Богом. Крещение — это дверь в Царство Небесное, и она, эта дверь, открыта для каждого из нас не нашими трудами, а кровью распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Проклятие, тяготевшее над человечеством после первородного греха, было снято жертвой Воплотившегося Слова. Быть крещеным — значит стать частью обновленного человечества, Глава которого Сам Христос. И теперь только от нас зависит: будем ли мы помнить об этом, или превратим Крещение в некий обряд, проведенный из желания, чтобы было все хорошо, чтобы было как у всех. В Таинстве Крещения благодать Божия сходит на нас, а дальше уже наше дело — умножать врученные нам таланты. Если мы этого делать не будем, то лучше бы нам и не знать пути правды (2 Пет. 2:21). Но тому, кто верен Богу и исполняет Его заповеди, дана возможность соделаться причастным Божеского естества (2 Пет. 1:4) — и это конечная цель всех во Христа крестившихся.