Я человек крещеный, но в храм захожу редко. Бабушка говорит — надо исповедоваться, а зачем это делать сейчас? Вот когда состарюсь как она, тогда и приду. Все равно ведь грешить не перестанешь, зачем тогда свое и чужое время тратить?
Для чего мы исповедуемся? Чтобы очиститься и идти дальше грешить? Или для того, чтобы быть с Богом, а этому грехи мешают? У кого голова постоянно занята земной суетой, кто не помышляет о вечном, тому все будет казаться странным: и исповедь, и пост, и молитва. Ведь гораздо проще исполнить все формально: зайти в храм, подать записку, поставить свечу — и свободен. Наоборот, теперь уже тебе должны за то, что ты сюда вообще зашел. А как говорит Господь? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:37—38). Когда любишь, то хочешь немедленно быть вместе, хочешь быстрее удалить все препятствия, а Вы — когда состарюсь. Если сравнить душу с зеркалом, то грехи — это пятна на нем. Чтобы в этом зеркале отражался Божественный свет, оно должно быть чистым, и для этого недостаточно просто подсчитать все пятна — надо избавиться от них. И само ведь Таинство называется не исповедь, а Покаяние, по-гречески — метанойя — перемена ума. Если человек меняется — Таинство совершилось, если остался прежним — возможно, он действительно «время потратил». Пятна появляются вновь и вновь: грязи вокруг полно, а поверхность нашего «зеркала» довольно шероховата, но если правильно и, самое главное, постоянно его «чистить» и «полировать», то грязь перестанет цепляться. Можно, конечно, ждать «генеральной уборки» — раз в год, в 10 лет, в конце жизни, но тут есть опасность — грязь может так въесться, что о зеркале никто и не вспомнит, будет казаться, что так и надо, мол, это никакое не зеркало, а «квадрат Малевича». И вот тогда уже будет очень трудно, а вернее, и не захочется его отмывать. И потом, надо дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:16). Ибо в день, в который не ожидаем, и в час, в который не думаем, придет Господь (Мф. 24:48), какими найдет Он нас? Готовыми встретить Его или отложившими эту встречу «на завтра»? Как бы нам самим не оказаться отложенными от Царства Небесного (Мф. 25:1—13).